Фото 4.jpgИстория специальной школы-интерната г. Новогрудка имени Л.Ф.Пашинского длиною в 80 лет (ко Дню Знаний)

29.8.2025

1 сентября – теплый осенний праздник, праздник цветов, белых бантов и школьного звонка, который торжественно дает старт новому учебному году и приглашает в мир новых знаний и открытий.

В Республике Беларусь День знаний в качестве праздничного дня учрежден Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 1998 г. № 157 «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь».

Особую страницу в развитии системы образования на Новогрудчине занимает специальная школа-интернат г. Новогрудка имени Л.Ф.Пашинского, история которой насчитывает уже 80 лет.

По мере освобождения белорусских земель от немецко-фашистских захватчиков в республике восстанавливалась школьная сеть, открывались общежития для учащихся, проживающих в отдаленных населенных пунктах, школьные интернаты для детей партизан и воинов Красной Армии в целях полного вовлечения всех детей школьного возраста в процесс обучения. Большое внимание уделялось устройству детей-сирот и «особенных» детей. 9 октября 1944 г. Советом народных комиссаров БССР принято постановление за № 659 об организации специальных детских домов для глухонемых детей.

На основании решения исполнительного комитета Барановичского областного Совета депутатов трудящихся от 14 декабря 1944 г. № 205 в г.Новогрудке была основана республиканская школа слуха и речи с охватом в 100 человек. Документом предписывалось Новогрудскому районному исполнительному комитету выделить помещение и укомплектовать школу кадрами до 1 января 1945 г. Следует подчеркнуть, что к марту 1945 года в Беларуси действовало 5 школ для глухонемых детей, в том числе и Новогрудская.

 Документ 1.JPG

Документ 1. Решение исполнительного комитета Барановичского областного Совета депутатов трудящихся от 14 декабря 1944 г. № 205 «Об организации и открытии школы слуха и речи в Барановичской области». Ф.188. Оп.1. Д.1. Л.1.

Первоначально школа разместилась в 2-этажном здании по ул. Свердлова, 15. В марте 1945 года стали прибывать первые учащиеся, в июне их насчитывалось уже 15, в сентябре – 30, в начале ноября – 41. Функционировали 4 класса, в том числе один подготовительный, два первых и один второй класс, в которых обучались дети от 7 до 14 лет. Штатная численность школы составляла 15 единиц: директор, заведующий учебной частью, 3 педагога, воспитатель и обслуживающий персонал.

Местные органы власти большое внимание уделяли развитию школы. Так, 10 ноября 1945 г. принято решение исполнительного комитета Новогрудского районного Совета депутатов трудящихся о передаче дома по ул. Комсомольской, 9 как более приспособленного и благоустроенного помещения для размещения школы речи и слуха. На первом этаже двухэтажного здания располагались спальные комнаты, на втором – учебные классы. Также дополнительно был выделен дом № 18 для обустройства кухни и столовой. В мае 1946 года в целях расширения школа получила в арендное пользование еще один дом под № 11 по ул. Комсомольской.

Из отчета за 1946/1947 учебный год узнаем, что школьный год начался своевременно, а накануне была проведена большая подготовительная работа: произведен ремонт зданий и помещений, мебели, благоустроена территория. В пяти классах обучались 82 учащихся, которые полностью были обеспечены учебниками и всем необходимым к началу занятий.

 Документ 2.JPG

Документ 2. Из отчета школы-интерната за 1946/1947 учебный год. Ф.188. Оп.1. Д.11. Л.1.

Согласно регистрационной карточке учреждения в очередной раз школа изменила свой адрес в 1947 году – она разместилась по ул. Ленина, д.93а в трехэтажном каменном здании. В 1948/1949 учебном году в школе обучалось 85 детей в 7 классах-комплектах. Также функционировали столярная и швейная мастерские, в которых занимались свыше 50 воспитанников (с 12-летнего возраста). Изготавливались канцелярские принадлежности и предметы мебели, производились пошивочные работы для нужд школы. Трудовому обучению в школе уделялось особое внимание, ведь детей с ограниченными возможностями нужно было подготовить к самостоятельной жизни. Так, после окончания учебного года 7 выпускников были трудоустроены в швейные и сапожные мастерские Минска и Баранович.

На основании приказа Министра просвещения БССР от 23 апреля 1957 г. № 107 «Об организации летнего отдыха учеников специальных школ в 1957 году» 20 учащихся Новогрудской школы глухонемых были направлены на оздоровление в летний лагерь на базе Пинской школы глухонемых.

Учащиеся принимали активное участие в спортивных соревнованиях различного уровня и неоднократно становились первыми в областных состязаниях по волейболу, легкой атлетике и лыжным гонкам.

 Фото 1.jpg

Фото 1. Газета «Звязда». 1957 год.

Из докладной записки о готовности Новогрудской школы-интерната для глухонемых детей к новому 1959/1960 учебному году и работе в зимний период: «Плановый контингент учащихся на 1959/1960 учебный год составляет 115 человек. Фактически на день проверки в школе-интернате обучается 124 учащихся в 13 классах-комплектах. В порядке подготовки к новому учебному году в школе проведены капитальный и текущий ремонт зданий. В ходе капитального ремонта расширены три рабочие комнаты за счет коридоров, произведена покраска стен, окон, крыш пяти зданий, силами учащихся и учителей построены две рабочие комнаты». В 1960/1961 учебном году в слуховом кабинете обучалось 40 учеников, которые «имели весьма незначительные остатки слуха, за исключением трех учеников, которые хорошо различали на слух звуки, слова, предложения».

 Документ 3.JPG

Документ 3. Из статистического отчета школы-интерната по состоянию на 01.12.1961. Ф.188.Оп.2.Д.59.Л.1.

Во исполнение приказа заведующего Новогрудским районным отделом народного образования от 13 апреля 1961 г. № 83 и в целях развития способностей учащихся в области науки, техники и искусства, популяризации детского технического и изобразительного творчества в мае 1961 г. среди учреждений образования Новогрудского района были организованы и проведены выставки детского творчества, а также итоговая районная выставка, активное участие в которых приняли и воспитанники школы-интерната глухонемых.

В специальном учреждении обучались дети из Дятловского, Желудокского, Мостовского, Новогрудского, Слонимского и Щучинского районов.

1 сентября 1966 г. Новогрудская школа-интернат для глухонемых детей была реорганизована в школу-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи и стала первой в республике. Соответствующий приказ был издан Гродненским областным отделом народного образования 18 августа за № 222 «О реорганизации Новогрудской школы-интерната для глухих детей и организации на ее базе школы-интерната для детей с тяжелыми нарушениями речи». Ее воспитанники были распределены в Ошмянскую и другие специальные школы для глухонемых детей в соответствии с направлениями Министерства просвещения БССР. Таким образом, школа кардинально изменила направление своей деятельности и начиналась история уже нового учреждения образования на Новогрудчине. Стоит отметить, что наряду со специальной школой в это время функционировали Новогрудский дошкольный детский дом, школы-интернаты в Новогрудке и Адамполе. Несмотря на трудности, возникшие в первые годы работы Новогрудской школы-интерната для детей с тяжелыми нарушениями речи – знакомство с новыми учениками, установление контактов с родителями, организация нового образовательного процесса – в 1969 году состоялся первый выпуск 12 учащихся, 6 из которых продолжили обучение в училищах, школах профессионально-технического образования и техникумах.

 Документ 4.JPG

Документ 4. Приказ заведующего Гродненским областным отделом народного образования от 18 августа 1966 г. № 222 «О реорганизации Новогрудской школы-интерната для глухих детей и организации на ее базе школы-интерната для детей с тяжелыми нарушениями речи». Ф.165.Оп.2.Д.214.Л.39.

    

Согласно статистическому отчету за 1971/1972 учебный год в школе обучалось 125 человек в 10 классах-комплектах (подготовительный класс, 1-9 классы) и работали 28 педагогов и воспитателей.

 Документ 5.JPG

Документ 5. Из отчета о работе Новогрудской школы-интерната для детей с тяжелыми нарушениями речи за 1971/1972 учебный год. Ф.188.Оп.2.Д.132.Л.1.

В 1973 году Новогрудская школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи разместилась в новом типовом трёхэтажном здании по ул. Суворова, 9, где продолжает функционировать и по настоящее время. Количественный состав учащихся увеличивался с каждым учебным годом и составлял, как правило, более 200 человек. Так, по состоянию на 27 сентября 1975 г. в школе обучалось 211 детей в 16 классах-комплектах. Педагогический коллектив включал 25 учителей и 18 воспитателей, работал школьный врач и медицинская сестра. Школа располагала географической и игровыми площадками, стадионом, спортивным залом, по большинству предметов учебного плана занятия проводились на основе кабинетной системы, библиотечный фонд насчитывал более 7000 книг. По-прежнему функционировали подсобное хозяйство площадью в 1 га и учебно-опытный участок.

 Фото 2.JPG

Фото 2. Новогрудская школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи. ГАГО.Ф.1171.Оп.2.Д.17.Л.13.

Документ 6.JPG 

Документ 6. Информация о развитии школы в течение девятой пятилетки. Ф.188.Оп.2.Д.151.Л.13.

В разные годы выпускники Новогрудской школы-интерната для детей с тяжелыми нарушениями речи становились учащимися политехнического и торгово-экономического техникумов г. Минска, Жировичского и Новогрудского сельскохозяйственных техникумов, Желудокского медицинского училища, профессионально-технических училищ Минска и Гродно. Согласно статистическим отчетам школы наибольшее количество учащихся было в 1980/1981 и 1982/1983 учебных годах – 220 человек.

С обретением Республикой Беларусь независимости стала формироваться ее национальная система образования, реформы коснулись и специального образования. Школа-интернат как образовательное учреждение утратило свою значимость. В связи с этим количество учащихся Новогрудской специальной школы постепенно стало уменьшаться и в начале 2000-х годов в среднем составляло около 130 человек. Однако многолетний опыт и высокая эффективность работы, профессионализм педагогических кадров позволили Новогрудской специальной школе-интернату для детей с тяжелыми нарушениями речи продолжить функционировать в системе специального образования Республики Беларусь.     

Сегодня государственное учреждение образования «Специальная школа-интернат г. Новогрудка имени Л.Ф.Пашинского» по-прежнему относится к учреждениям, реализующим образовательные программы специального образования.

В 2024/2025 учебном году в школе обучался 141 ученик в 20 классах- комплектах. Структура учреждения представлена начальной школой (1-5 классы) и базовой школой (6-10 классы). Учащиеся 1-5 классов обучаются по образовательной программе специального образования на уровне общего среднего образования, 6-10 классов – по программе общего среднего образования. С целью исправления речевых недостатков учителями-дефектологами проводятся логопедические занятия, включающие в себя коррекцию нарушений устной и письменной речи, социальное ориентирование, ознакомление с современными средствами коммуникации. Главным ориентиром в деятельности учебного заведения по-прежнему остается ребенок с его потребностями и способностями. По окончании школы выпускники получают базовое образование и имеют возможность продолжить обучение в школах, колледжах и университетах.

Специальная школа-интернат г.Новогрудка развивается и идет в ногу со временем. С сентября 2024 года ее базе функционирует областной центр эффективных педагогических практик, который оказывает помощь педагогам Гродненской области в организации учебного и воспитательного процессов учащихся с тяжёлыми нарушениями речи и трудностями в обучении. Специалистами школы успешно внедрены в практику авторские электронные средства обучения, которые делают образовательный процесс доступным и эффективным для данной категории детей.

В школе функционируют уникальные музеи – «Чудесный Новый год и история елочной игрушки» и «Традиции чаепития», которые всегда гостеприимно встречают своих посетителей. Коллекция музея «Традиции чаепития», открытого в 2017 году, насчитывает более 300 музейных предметов, среди которых чайные предметы разных стран мира. Обязательный сувенир на память для каждого, кто посетил музей – пакетики чайного травяного сбора, сделанные вручную. А музейная экспозиция «Чудесный Новый год» знакомит с историей производства ёлочных игрушек, начиная с начала XX столетия и по настоящее время, традициями празднования новогодних и рождественских праздников в разных странах мира. 

Специальная школа-интернат г.Новогрудка с 2024 года носит имя Заслуженного учителя БССР, ветерана Великой Отечественной войны Леонида Фёдоровича Пашинского. С 1973 по 1983 годы Л.Ф.Пашинский являлся директором Новогрудской специальной школы-интерната для детей с тяжёлыми нарушениями речи, внес весомый вклад в становление и дальнейшее развитие нового учреждения образования, переквалификацию школы и работу с педагогическими кадрами. В 2025 году в учреждении в честь Л.Ф.Пашинского открыта мемориальная доска.

 Фото 3.JPG

Фото 3. Газета «Новае жыццё». 08.05.2025.

Школа дала путевки во взрослую жизнь сотням учащихся, уверенным в своих знаниях и стремящимся к достижению новых высот.

На протяжении 80 лет специальная школа-интернат г.Новогрудка всегда соответствовала требованиям времени и сегодня является ведущим учреждением в системе специального образования Гродненской области.

Подготовлено учреждением «Зональный государственный архив в г.Новогрудке»