Вектор — на дальнейшее совершенствование государственной образовательной политики

17.04.2021

В первом чтении принят законопроект “Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании”.

 

Депутаты на заседании пятой сессии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва приняли в первом чтении законопроект “Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании”. Предлагаем вашему вниманию выступление министра образования И.В.Карпенко во время представления законопроекта.

 

На ваше рассмотрение в первом чтении выносится проект Закона Республики Беларусь “Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании”.

Проект разработан в целях совершенствования норм действующего Кодекса об образовании с учетом десятилетней практики его применения, приведения отдельных его положений в соответствие с изменившимся законодательством Республики Беларусь и излагается в новой редакции.

При подготовке проекта проведен анализ национального законодательства и законодательства в сфере образования иных государств, модельного Образовательного кодекса для государств — участников СНГ, обращений граждан и организаций, относящихся к предмету его правового регулирования. Документ прошел общественное обсуждение.

Правовые нормы рассматриваемого законопроекта направлены на дальнейшее совершенствование государственной образовательной политики, повышение качества образования, уточнение его структуры и содержания, дальнейшее укрепление престижа белорусского образования на мировом уровне. Документ органично вписывается в среднесрочные и долгосрочные планы социально-экономического развития нашего государства.

Правительством получено согласие главы государства на внесение проекта Закона в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь.

В новой редакции Кодекса об образовании, включающей 17 разделов, 64 главы и 297 статей, достаточно много изменений и дополнений. Они содержатся в Особенной и Общей частях и касаются как системы образования в целом, так и отдельных ее уровней.

1. В Общей части Кодекса уточнена редакция определений отдельных терминов. Введены новые, такие как “абитуриент”, “бакалавр”, “магистр”, “компетенции”, “сетевая форма взаимодействия” и другие, даны их определения. Некоторые термины изменены.

Предлагается иное определение самого образования как обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, направленных на интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое и профессиональное развитие личности, удовлетворение ее образовательных потребностей и интересов, а также совокупности приобретенных знаний, умений, навыков и компетенций определенного объема и сложности.

Т.е. целью образования является не только разностороннее развитие личности обучающегося, но и формирование у него компетенций, под которыми понимаются способности осуществлять деятельность в соответствии с полученным образованием.

С учетом тенденций дальнейшего развития республики принципы, на которых основывается государственная политика в сфере образования, предлагается дополнить инклюзией в образовании и обязательностью общего среднего образования.

В действующей редакции Кодекса инклюзивное образование в основном касалось обучения и социальной интеграции учащихся с особенностями психофизического развития. Однако все без исключения дети должны иметь равные права, условия и возможности в сфере образования. Следование принципу инклюзии позволит учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося, независимо от его культурного, экономического и социального статуса, а также разницы в физических и умственных способностях.

Что касается обязательности общего среднего образования, то в Беларуси уже сейчас практически все выпускники 9 класса получают общее среднее образование: в школе, в системе профессионально-технического образования или среднего специального образования, а также в вечерних классах или в порядке экстерната.

Отмечу, что включение в проект Закона указанных принципов согласуется и с международными обязательствами Республики Беларусь.

К основным направлениям государственной политики в сфере образования отнесено обеспечение права на образование в течение всей жизни. Данная норма будет способствовать постоянному развитию и совершенствованию человеческого потенциала.

Документом закрепляются гранты на обучение для иностранных граждан. Это способствует не только популяризации белорусского образования на международной арене, но и развитию торгово-экономического сотрудничества через обучение востребованных специалистов для дружественных нам государств. А кроме того, обеспечивает приток в республику квалифицированных и быстро адаптирующихся к нашим условиям иностранных граждан для продолжения их профессиональной или научной деятельности.

В связи с миграционными процессами расширен перечень лиц, которые могут получать дошкольное и общее среднее образование наравне с несовершеннолетними гражданами нашей республики. В частности, к ним дополнительно отнесены несовершеннолетние иностранные граждане и лица без гражданства, временно проживающие в Республике Беларусь, а также лица, которым предоставлены статус беженца, дополнительная защита или убежище в Республике Беларусь либо которые ходатайствуют о предоставлении статуса беженца или убежища в нашей стране.

Одновременно появились нормы, регулирующие вопросы направления наших граждан в организации иностранных государств для получения образования по специальностям, по которым у нас обучение не ведется.

Расширена сфера применения целевой подготовки. Если раньше она распространялась только на определенные населенные пункты (чернобыльские, сельские регионы, города с населением до 20 тысяч), то сейчас такой договор может заключить организация — заказчик кадров вне зависимости от ее расположения.

Вносятся изменения и в содержание образования. Так, для развития академической мобильности студентов и для адаптации нашей системы высшего образования к международной при определении структуры и трудоемкости освоения образовательных программ предлагается использование си­стемы зачетных единиц.

Кроме того, учреждения образования должны оперативно корректировать содержание подготовки специалистов в связи с быстро изменяющимися требованиями экономики. Поэтому из классификатора будут исключены направления специальности и специализации. Останутся только специальности, в рамках которых вузы смогут сами определять направления подготовки под конкретную по­требность той или иной отрасли.

При получении профессионально-технического, среднего специального, общего выс­шего и специального высшего образования сохранена обязательность изучения белорусского языка обучающимися, кроме отдель­ных категорий. От изучения белорусского языка могут быть освобождены ино­странные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие или временно проживающие в Республике Беларусь.

Создание в нашей республике Национального детского технопарка обусловило отражение в законопроекте учреждения дополнительного образования одаренных детей и молодежи как нового вида.

Новые типы и виды учреждений образования могут быть созданы по решению правительства также и для реализации экспериментальных и международных образовательных программ.

Одновременно предлагается сократить и оптимизировать существующие виды учреждений образования. Исключить 3 из 6 видов на уровне дошкольного образования, 13 из 25 — на уровне общего среднего образования.

С целью унификации наименований видов учреждений дошкольного образования из них исключены такие, как ясли, ясли-сад, санаторный ясли-сад. При этом предполагается не закрытие учреждений дошкольного образования указанных видов, а изменение наименований их видов.

Кроме того, в проекте Закона регламентирована возможность получения дошкольного образования или специального образования и (или) оздоровления, в том числе детьми раннего возраста (от двух месяцев до трех лет), в детском саду, санаторном детском саду, дошкольном центре развития ребенка.

При наличии потребности со стороны родителей в местах для детей раннего возраста в таких учреждениях образования их учредитель должен создать соответствующие условия для обучения и воспитания: обеспечить состав и площади помещений, наличие необходимого оборудования, в том числе санитарно-технического, мебели и др. с учетом требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов.

Следовательно, поводов для беспокойства по вопросу ограничения (лишения) возможности получения дошкольного образования детьми раннего возраста быть не должно.

Исключены тип и виды учреждений профессионально-технического образования (профтехучилища и профессиональные лицеи). Образовательные программы этого уровня будут реализовывать колледжи и вузы.

Остаются 3 вида учреждений высшего образования: институт, академия (консерватория), университет. Исключаются понятия “классический” и “профильный” университет, и как вид — “высший колледж”, потому что высших колледжей в республике уже просто нет.

В последнее время возникло много организаций, оказывающих образовательные услуги. Для привлечения клиентов в своем наименовании они употребляют слова, совпадающие с наименованием настоящих учреждений образования, вводя в заблуждение население. Вы слышали: IТ-академия, Польская школа. Поэтому проектом установлен запрет на использование в наименованиях юридических лиц, не являющихся учреждениями образования, слов “детский сад”, “школа” (кроме организаций физической культуры и спорта), “гимназия”, “лицей”, “училище”, “колледж”, “университет”, “институт”, если иное не установлено законодательными актами.

В новой редакции Кодекса об образовании устранена излишняя детализация отдельных норм, которая в ряде случаев не учитывала тот факт, что процессы в системе образования могут изменяться. И то, что было хорошо на данном этапе, завтра может оказаться препятствием для развития.

Так, вопрос о наполняемости групп, классов, учебных групп, объединений по интересам будет решаться учредителем с учетом соблюдения требований санитарных норм, т.е. жесткие нормативы, установленные дей­ствующим Кодексом, будут упразднены.

Шкала отметок, сами отметки и записи, используемые для оценивания результатов учебной деятельности, будут устанавливаться не Кодексом, а Правилами проведения аттестации. Это также позволит при необходимости оперативно внести изменения не в Кодекс, что достаточно сложно и длительно, а в Правила.

Важным нововведением является предоставление возможности реализации образовательных программ в сетевой форме, путем взаимодействия учреждений образования между собой и учреждений образования с другими организациями с использованием их образовательных ресурсов и материально-технической базы.

Предусматривается развитие дистанционной формы получения образования как самостоятельной формы получения образования, что обусловлено развитием ИКТ-технологий и высокой востребованностью указанной формы как на международном рынке образовательных услуг, так и внутри страны. Ранее она была всего лишь разновидностью заочной.

Особое внимание в проекте уделено социальной защите обучающихся и выпускников. Действующие нормы сохранены и дополнены.

За государственными организациями здравоохранения закрепляется обязанность по оказанию медицинской помощи обучающимся в учреждениях дошкольного образования, отдельных видах учреждений общего среднего образования по месту нахождения соответствующего учреждения образования.

Не только бюджетникам, но и лицам, получающим образование на платной основе, может быть оказана материальная помощь за счет средств от приносящей доходы деятельности учреждения образования.

Выпускникам, обучавшимся на платной основе и обратившимся за направлением на работу, также предоставляется статус молодого специалиста.

Вводится трудоустройство в счет брони для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для лиц с особенностями психофизического развития, получивших профессиональное образование, если их не представляется возможным распределить из-за отсутствия мест. Таким выпускникам вместе с документом об образовании будет выдаваться свидетельство о направлении на работу на забронированное рабочее место.

По желанию выпускника в срок обязательной работы по распределению засчитываются периоды военной службы по контракту и альтернативной службы.

Вводится норма о возмещении в бюджет средств, затраченных государством на подготовку научного работника высшей квалификации, специалиста, рабочего, служащего, организациями — заказчиками кадров — в случае необоснованного отказа в приеме на работу выпускника, направленного на работу, и нанимателями — в случае незаконного увольнения молодого специалиста.

В проекте за обучающимися закреплено право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности.

Родителям дано право на получение информации о ходе и содержании образовательного процесса, используемых методах обучения и воспитания, результатах учебной деятельности обучающихся в порядке, определяемом учреждением образования. Новая редакция не ущемляет прав родителей. Как и в предыдущей редакции Кодекса, родители имеют право ознакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса, результатами учебной деятельности своего ребенка. Но при этом руководитель учреждения образования должен установить порядок такого ознакомления, сделать его понятным и прозрачным для всех участников образовательного процесса: рекомендуемые дни и время для встречи с учителями-предметниками, возможность присутствия на уроке, посещение воспитательных мероприятий, иное.

В свою очередь повышены требования и к участникам образовательного процесса.

Так, с обучающихся, не посетивших учебные занятия в соответствии с их расписанием, при освоении ими содержания образовательных программ профессионально-технического, среднего специального и высшего образования за проведение повторных учебных занятий вне учебной группы с использованием учебно-лабораторного оборудования, привлечением технического персонала, а также за проведение повторной промежуточной и итоговой аттестации может взиматься плата. 

К обязанностям родителей отнесено обеспечение выполнения их детьми требований учредительных документов и правил внутреннего распорядка для обучающихся.

Педагогическую деятельность не смогут осуществлять лица, имеющие медицинские противопоказания. Для этого установлена обязанность педагогических работников проходить предварительный (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) обязательные медицинские осмотры в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения по согласованию с Министерством труда и социальной защиты.

Чем это вызвано? К сожалению, имелись факты совершения преступлений педагогическими работниками по причине их психических расстройств, а в законодательных актах требование о том, что педагогическую деятельность не могут осуществлять лица, имеющие противопоказания по здоровью, не закреплено. В то же время руководитель учреждения образования не вправе истребовать у гражданина даже справку о состоянии здоровья.

В связи с этим и предлагается дополнить перечень требований, предъявляемых к педагогическим работникам, указанным дополнением.

В проект введено понятие “конфликт интересов педагогического работника”. Под ним понимается ситуация, при которой у педагога возникает заинтересованность в получении какой-либо выгоды и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение этим педагогом профессиональных обязанностей из-за противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающихся или их родителей. К примеру, на уроке учитель не приложил усилий для объяснения материала и ученик не усвоил тему. А учитель вместо того, чтобы организовать процесс с помощью поддерживающих занятий, предлагает свои услуги или услуги другого педагога уже в качестве репетитора. Могут быть и другие подобные ситуации. С введением вышеназванной нормы их количество значительно уменьшится.

Цели, задачи, основные требования к воспитанию не претерпели изменений. Содержание воспитания, методологические подходы к нему, основные направления воспитания и мероприятия по их реализации определяются Концепцией и Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, которые разрабатываются и утверждаются Министерством образования.

Воспитание, как и прежде, будет осуществляться как на учебных занятиях, так и во внеучебное время, в шестой школьный день.  Эта работа будет организована во всех учреждениях образования, в том числе педагогическими работниками, выполняющими функции классного руководителя и куратора учебной группы. Для этого дано определение, что такое воспитательная работа, уточнены функции педагогических работников в области воспитания. Данная норма позволит разработать нормативный документ об организации работы классного руководителя и куратора учебной группы. До настоящего времени их функционал определен лишь на уровне рекомендаций.

Для стимулирования участия обучающихся в управлении учреждением образования в проекте предлагаются дополнения, предусматривающие возможность создания в учреждении образования в качестве органов самоуправления ученического и студенческого советов.

В системе образования в последние годы проводились эксперименты по финансированию учреждений образования с учетом нормативов расходов на одного обучающегося. Они показали эффективность такого подхода. Поэтому в проекте уже предусмотрено финансирование государственных учреждений образования и организаций с учетом указанных нормативов.

2. Что касается Особенной части, то на уровне дошкольного образования, как уже говорилось, оптимизированы виды учреждений. Так, все учреждения дошкольного образования общего назначения (ясли, ясли-сад, детский сад) будут называться “детский сад”. В принципе, в разговорной речи их так называют и сейчас. Все санаторные учреждения дошкольного образования (санаторный ясли-сад, санаторный детский сад) — “санаторный детский сад”. Их количество при этом не изменится. Речь идет лишь об упорядочении наименований. Как вид учреждения сохранится и дошкольный центр развития ребенка.

Дана возможность получения дошкольного образования на платной основе, оказания широкого спектра платных образовательных услуг.

Детские сады получают возможность реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, что позволит проводить кружковую и иные формы работы для развития способностей детей.

Даны полномочия местным исполнительным и распорядительным органам по изменению норм наполняемости групп при наличии объективных обстоятельств и положительного заключения органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор. Это позволит снять напряженность в определении детей в детский сад в микрорайонах-новостройках.

Для повышения заинтересованности част­ного бизнеса в строительстве и содержании детских садов в тех населенных пунктах, где мест для дошкольников не хватает, предлагается финансирование части расходов частных дошкольных учреждений за счет средств местных бюджетов.

Урегулирован вопрос о допустимой продолжительности отсутствия воспитанника в учреждении. Отчисление допускается при непрерывном отсутствии более 30 дней без уважительных причин.

На уровне общего среднего образования исключены такие виды учреждений, как “вечерняя школа”, “межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся”, “межшкольный центр допризывной подготовки”, “учебно-педагогический комплекс”. Дело в том, что вечерних школ, межшкольных учебно-производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся у нас уже нет. Для сохранения работы нынешних учебно-педагогических комплексов начальным, базовым и средним школам дается возможность реализации образовательной программы дошкольного образования. Что касается центра допризывной подготовки, то он может создаваться в школе в качестве структурного подразделения.

Гимназии-интернаты открывались в целях предоставления возможности наиболее мотивированным учащимся из малокомплектных школ, проживающим в сельской местности, изучать предметы на повышенном уровне. После отмены вступительных испытаний в 5 класс гимназий и предоставления возможности всем средним школам организовывать изучение предметов на повышенном уровне функционирование гимназий-интернатов перестало быть актуальным (в настоящее время в республике их только 2).

Ежегодно в конце августа возникает проблема с зачислением детей в первый класс. Министерство атакуют письмами. Один хочет в школу, но нескольких месяцев не хватает до 6 лет. Другому больше 6 лет, но родители не хотят отдавать его в школу. Данную проблему мы предлагаем решить следующим образом. Прием лиц для получения начального образования будет осуществляться по достижении ими на начало учебного года шестилетнего возраста. Но по заявлению законного представителя несовершеннолетнего уже не Министерство образования, а учредитель имеет право разрешить прием ребенка в 1 класс в более раннем возрасте, а по решению одного из родителей — и в более позднем.

За каждым учреждением закрепляется свой микрорайон, и будет осуществляться прием в первую очередь детей из этого микрорайона, а при наличии свободных мест — из любого.

Проектом для социализации обучающихся предоставлена возможность сочетать обучение на дому (по медицинским показаниям) и в учреждении общего среднего образования.

Установлена продолжительность учебного года с 1 сентября по 31 августа (в действующем Кодексе — с 1 сентября по 1 июня). Но это не означает, что, кроме выпускников, остальные дети будут учиться круглый год. Они будут учиться, как обычно. А вот для педагогов решится проблема с исчислением стажа. Тем более что образовательный процесс — это как обучение, так и воспитание. Во время летних каникул нет учебных занятий, но школы не закрываются: работают оздоровительные лагеря, трудовые бригады, ведется работа на пришкольных участках и другое.

В сельском населенном пункте в условиях, когда количество учащихся в 1—4 классах составляет 5 человек и менее, допускается изучение части учебных предметов одновременно с учащимися разных классов.

С момента принятия действующей редакции Кодекса об образовании учащиеся получили возможность изучения отдельных учебных предметов на повышенном уровне на II и III ступени, в том числе в рамках организации профильного обучения на III ступени общего среднего образования. При этом сохранена возможность открытия классов, в которых все учебные предметы изучаются на базовом уровне. Учащиеся III ступени общего среднего образования осваивают профессию не только в школе, но и в учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, дополнительного образования детей и молодежи, дополнительного образования взрослых. Теперь эти особенности общего среднего образования закреплены на законодательном уровне.

С целью разгрузки учеников предусмотрена возможность проведения факультативных занятий в шестой школьный день с учащимися 5—11 классов. Сейчас факультативные занятия в шестой школьный день могут проводиться только с учащимися 9—11 классов.

На уровнях профессионально-технического и среднего специального образования, помимо изменения в наименованиях видов учреждений, предусматривается сокращение срока получения профессии. Так, срок получения профессионально-технического образования на основе общего среднего образования в дневной форме составит от шести месяцев до 1 года (сейчас — от 1 года до 2 лет).

На всех уровнях профессионального образования типовая учебно-программная документация заменяется на примерную, которую учреждение образования использует лишь в качестве примера реализации содержания образовательного стандарта.

Структура высшего образования также претерпела изменения. Это обусловлено в первую очередь необходимостью совершен­ствования механизма подготовки квалифицированных кадров для национальной экономики и социальной сферы с учетом реализации Стратегии развития национальной системы квалификаций.

Кроме того, национальная система образования является частью международной образовательной системы и не может не реагировать на происходящие там процессы. Поэтому в проекте учтены результаты анализа развития университетского образования в странах СНГ, Европы, Китая и других государств.

На уровне высшего образования преду­сматриваются общее, углубленное и специальное высшее образование.

При получении общего высшего образования (4—4,5 года) реализуется образовательная программа бакалавриата с присвоением квалификации и степени “бакалавр”. Диплом бакалавра дает право на трудоустройство в соответствии с полученной специальностью и на получение углубленного выс­шего образования.

Углубленное высшее образование (1—2 года) — это магистратура, направленная на подготовку специалистов для научно-инновационной сферы и системы образования с присвоением степени “магистр”. Диплом магистра дает право на учебу в аспирантуре и на трудоустройство по полученной специально­сти и присвоенной степени “магистр”.

А по наиболее сложным специальностям, направленным, к примеру, на подготовку врачей, специалистов для ядерной энергетики и других, будет предусмотрена непрерывная образовательная программа высшего образования со сроком обучения 5—6 лет.

Указанные изменения позволят гармонизировать белорусское высшее образование с международными стандартами, повысить его привлекательность для иностранных граждан, улучшить международный имидж.

В проекте Кодекса наименование “послевузовское образование” заменено на “научно-ориентированное” (аспирантура, докторантура). Это более правильный термин, потому что после вуза можно не только обучаться в аспирантуре и докторантуре, но и проходить переподготовку, повышение квалификации или заниматься на обучающих курсах. Предусмотрено, что обучение в аспирантуре станет органичным продолжением учебы в магистратуре.

На уровне дополнительного образования взрослых добавлены программы переподготовки и повышения квалификации водителей механических транспортных средств. Раньше они вообще не рассматривались в системе образования, хотя такое обучение ежегодно проходят десятки тысяч людей. Добавлена также образовательная программа репетиционного тестирования.

Это только основные, или, как говорят, концептуальные новшества Кодекса. Кроме них, в его содержание внесено значительное количество более частных изменений и дополнений.

Уважаемые участники заседания! Прошу обратить внимание на то, что все изменения и дополнения в Кодекс Республики Беларусь об образовании разработаны специалистами, экспертами в этой области.

Вносимые новшества прошли всестороннее обсуждение в учреждениях образования, на заседаниях коллегий министерства, Республиканского совета ректоров, Общественно-консультативного совета при Министерстве образования, в прессе.

Проект закона согласован со всеми заинтересованными государственными органами и организациями. На него получены положительные экспертные заключения по результатам проведенных обязательной юридической и криминологической экспертиз.

При подготовке документа было налажено тесное сотрудничество с профильными комиссиями Палаты представителей и Совета Республики. Хочу высказать большую благодарность депутатам за совместную плодотворную работу. Мы готовы к дальнейшему взаимодействию с депутатским корпусом при последующей подготовке проекта ко второму чтению и рассчитываем на то, что в результате получится основательный, удобный для правоприменительной практики документ с продуманной, комплексной и гибкой стратегией эволюционного развития национального образования.

Прошу поддержать законопроект.

 

Источник