ВОЛКОВЫССКАЯ ГАЗЕТА "Наш Час" (1 Августа 2020  года)

 

 

Служили два товарища

 

 

Можно ли отнести слово «служба» к работникам сферы образования? Уверена, да! В романе Константина Федина «Необыкновенное лето» есть такие строчки «Ты умей найти такого человека, в котором немножко будущего есть. В труде его, в службе народу». В нашей отрасли таких людей найти очень легко: каждый педагог – служит будущему народа. О двух ветеранах отрасли, посвятивших свою трудовую деятельность служению людям, и поведем речь.

 

При подготовке материала о бывших председателях Волковысской районной организации Белорусского профессионального союза работников образования и науки Якуте Павле Павловиче и Матвейчике Михаиле Иосифовиче я обратила внимание на ярко прослеживающуюся параллель в жизни этих людей. Родились на Гродненщине. Оба по образованию математики. Прошли путь от учителя – директора (назначены на должность в двадцать с небольшим!) до начальника управления образования – председателя райкома профсоюза. Основную часть своей трудовой деятельности посвятили Волковыщине. У обоих - жены учителя-биологи. В каждой семье родились дочь и сын, имеют они по трое внуков и по одному правнуку. Их общий стаж работы в отрасли почти сто лет.

 

Якута Павел Павлович – председатель Волковысской районной организации Белорусского профессионального союза работников образования и науки в период с 1987 по 2004 год.

 

Павел Павлович Якута родился 25 мая 1934 года в деревне Мохначи Слонимского района. В 1953 году окончил Мижевичскую среднюю школу.

Учился в Гродненском государственном педагогическом институте им. Я. Купалы по специальности «Математика и черчение».

После окончания института в 1958 году направлен на работу учителем математики в Верейковскую среднюю школу и с тех пор посвятил свою трудовую деятельность образованию Волковыщины.

В 1960 году назначен директором Верейковской СШ и проработал на этой должности 7 лет.

В 1967 году новый ответственный пост – директор Верейковской школы-интерната. А это 250 воспитанников с их проблемами, характером, успехами и неудачами. Приходилось заниматься не только их обучением и воспитанием, но обеспечить полноценным питанием, необходимой одеждой и обувью, создать условия для отдыха и развития, заботиться о здоровье как физическом, так и психическом. И так на протяжении 8 лет. 

Ответственное и результативное исполнение своих должностных обязанностей директора школы – интерната отмечено приказом Министерства просвещения от 28.04.1968 года о присвоении звания «Выдатнік адукацыі Беларускай ССР». А приказом ОБЛОНО от 08.04.1970 года награжден медалью «За доблестный труд».

 

В 1975 году назначен на должность директора Росской средней школы, строительство которой было в полном разгаре. Павел Павлович быстро наладил контакты с командованием воинской части, дислоцируемой в городском поселке Россь, и военные внесли свой весомый вклад в строительство школы.

 

Школа-новостройка заработала на всю мощность. В этот период Якута Павел Павлович награжден знаком «Победитель социалистического соревнования 1978 года».

 

Перспективного директора ждало новое ответственное испытание: 2 января 1979 года он назначен на должность заведующего Волковысским районным отделом народного образования. А это новые задачи и поиск решений для их успешной реализации.

 

За восемь лет многое сделано. В 1979 году с экспозицией Лозовской начальной школы Павел Павлович принял участие в Выставке достижений народного хозяйства (ВДНХ). Результатом кропотливой работы стало присвоение звания «Отличник просвещения СССР».

 

Избрание на должность председателя Волковысского райкома профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений в 1987 году стало новым интересным поиском возможностей для помощи и поддержки работников образования, членов профсоюза. А главная оценка деятельности в профсоюзе и в образовании в целом – это теплые улыбки и слова благодарности людей при встрече, телефонные звонки и визиты в праздничные дни, помощь и поддержка в трудную минуту.

 

В годы трудовой деятельности Якута П.П. неоднократно избирался депутатом Верейковского сельского, Росского поселкового и Волковысского районного Советов.

Успешность своего профессионального пути Павел Павлович разделял со своей супругой Анной Ульяновной. Педагог по образованию, она умела поддержать, понять, подсказать, создать комфортные бытовые условия и спокойную домашнюю обстановку. Вместе они воспитали сына и дочь, радовались трем внукам, разделяли увлечение друг друга дачными прелестями: огородничеством, садоводством и пчеловодством. Потеря жены и дочери стала для Павла Павловича невосполнимой утратой.

Лидер остается лидером всегда. Вспоминая своих председателей «первичек», экс-лидер гордится их карьерным ростом. Ведь благодаря общественной работе в профсоюзе их «заметили», и теперь это успешные и известные руководители, ветераны труда, о которых с уважением вспоминают в коллективах. 

Профсоюзным лидерам Якута П.П. пожелал видеть человека с его радостями и успехами, с горем и проблемами и всегда принимать взвешенные решения. А чтобы быть успешным, необходимо твердо усвоить, что на первом месте никогда не должно стоять «Я».

 

Татьяна ГАЗИЗОВА,

председатель районной организации

Белорусского профсоюза работников 

образования и науки

(продолжение следует)

 

 

 

 

 

БЕЛАРУСКІ ЧАС, №26 (26 июня -1 июля 2020 года)

 

Учить и учиться

 

Десятки проектов, о которых узнала вся страна, были реализованы в Озёрской средней школе Гродненского района благодаря председателю профкома Наталье Рекеть.

Один из них – семейный клуб «Навстречу друг другу», появившийся около 5 лет назад. Создавался он как своеобразная площадка для отдыха, общения и саморазвития педагогов и их детей, но постепенно «вышел за рамки». На встречи стали приходить жители агрогородка, клуб начал проводить и выездные заседания. Организаторам инициативы есть чем поделиться: Наталья Рекеть, например, совмещает общественную нагрузку с работой учителя-дефектолога и единственная в районе использует кинезиологическое тейпирование – методику, основанную на применении специальных хлопковых лент для коррекции речевых нарушений.

Как новатор педагог подходит и к своим общественным обязанностям: далеко не каждая школа может похвастаться отдельным кабинетом профсоюзной работы и охраны труда, а в Озёрах таковой существует уже 2 года. В просторном помещении собраны все материалы о профсоюзе, проходят семинары, встречи и собрания профсоюзного кружка – своеобразного «расширенного» профкома.

– Мы стараемся вместе искать ответы на вопросы, волнующие коллектив. Например, в начале года коллег тревожила новая система оплаты труда: никто не понимал, как она будет работать, не уменьшится ли зарплата. На одно из заседаний мы пригласили специалистов обкома отраслевого профсоюза и разложили всё по полочкам, – рассказывает председатель профкома. – Пожелания работников учитываем и при внесении изменений в коллективный договор. В последней редакции прописали для молодых специалистов дополнительные меры по стимулированию труда.

Несколько лет в Озёрской школе был актуальным вопрос о том, где обедать сотрудникам учреждения. Да, есть столовая, но всегда ли это удобно? В итоге по ходатайству профкома была оборудована комната приема пищи. Сейчас Наталья Рекеть занимается обеспечением спецодеждой работников пищеблока и графиком работы сторожей в летний период. Хлопот хватает, одним словом.

На счету у школьной первички – победа в Республиканском смотре-конкурсе на лучшее проведение общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда, а также смотре-конкурсе по экономии энергоресурсов, сырья и материалов.

– Мы проводим соревнования по энергосбережению среди структурных подразделений и награждаем победителей, разрабатываем памятки для детей и взрослых, устраиваем акции по сбору вторсырья и сдаем его на переработку. Тесно сотрудничаем и с нанимателем. Планомерная работа по развитию социального партнерства приносит результаты, - отмечает Наталья Рекеть.

Традицией в Озёрах уже стали и профсоюзные уроки в 8-11 классах. В 2018 году одно из таких занятий было отмечено дипломом на областном этапе профессионального конкурса ФПБ «Белорусский мастер». Героиня нашего материала считает, что выпускники должны понимать роль профсоюза в жизни работников и быть уверенными в его защите.

– Как будущим молодым специалистам им надо знать, к кому обратиться и что делать, если возникают вопросы. Иногда выпускники звонят мне, чтобы проконсультироваться. Мой телефон всегда включен, ведь в профсоюзе нельзя иначе: плохое произошло или хорошее – председателю профкома сообщают первому. Общаюсь и с бывшими работниками школы, которые ушли на заслуженный отдых. Они уже привыкли, что я звоню им каждую неделю, иногда они и сами меня набирают: «Наташа, всё в порядке. Мы здоровы!», – с улыбкой рассказывает Наталья. – Для меня общественная нагрузка стала отдушина: я человек открытый и благодаря профсоюзу имею возможность всегда быть среди людей.

Энергии Натальи Рекеть хватает и на исполнение обязанностей заместителя председателя райкома профсоюза работников образования и науки. Профактивистка награждена юбилейной медалью «115 гадоў прафсаюзнаму руху Беларусі», отмечена многочисленными дипломами и грамотами. Кроме того, её имя было занесено нынешней весной на Доску почета Гродненского облобъединения профсоюзов.

Елена ИЛЬГЯВИЧЮТЕ

Фото из архива Натальи Рекеть

 

 

ВОЛКОВЫССКАЯ ГАЗЕТА "Наш Час" (27 Июня 2020  года)

 

 

«Когда-то в 1994 году наша семья сделала правильный выбор страны для проживания…»

 

 

Как быстро летит время! Кажется совсем недавно босоногая девчонка из деревни с красивым названием Дорогляны (и действительно, на родные места всегда дорого глянуть!) мечтала побыстрее вырасти и стать учительницей. А ведь до мечты надо было «учиться, учиться и учиться», а чтобы стать настоящим учителем - работать, работать и работать над собой. Оглядываясь назад, Татьяна Газизова больше вспоминает хорошее, а трудности и неудачи, как она считает, помогли ей стать крепче и добрее.

 

О том, что я хочу стать учительницей, поняла сразу по приходу в школу. Я просто «в рот заглядывала» своей первой учительнице Ботько Нине Александровне (кстати, она родоначальница известной волковысской педагогической династии Ботько—Блажей—Захаренко— Матвейчик). А первой моей «ученицей» была младшая сестра Валя. Ой, досталось ей от «начинающего педагога»!

 

Но увлечение «учительством» с годами только крепло. Даже мысли не появлялись о какой-то иной профессии. А выбор на Волковысское педагогическое училище пал из-за территориальной близости от родной деревни в Мостовском районе.

 

Волковысское педучилище я вспоминаю только с любовью и словами глубокой благодарности своим педагогам. Диплом с отличием, так называемый «красный» дипломом, и положительная характеристика с места учебы позволили распределиться в столицу и стать учителем начальных классов СШ № 162 г. Минска.

 

В тот год в 162-ой школе было девятнадцать 1-х классов, и мне доверили 27 девчонок и мальчишек 1 «Н» класса. Все свои знания и умения, всю любовь я старалась передать моим первоклассникам. Но не оставалась в стороне от общественной жизни: художественная самодеятельность, профком, добровольное патрулирование по вечернему городу, шефская работа.

 

После замужества моя жизнь круто изменилась. С мужем-военнослужащим переезжали с одного места службы на другое, а вместе с нами и наши сыновья: старший родился в городе Мосты Белорусской ССР, младший — в Германии в Берлине.

 

Когда я рассказываю о годах службы в различных гарнизонах, то часто употребляю выражение «мы служили». Один человек посмеялся над моим «служили». А я обиделась и поясню почему. Тыл важен в любой семье, а в офицерской — особенно. Ведь нашим мужчинам доверили Родину защищать. И это не просто пафосные слова, а огромная ответственность. А жены должны уметь ждать, проводить ночи в одиночестве, пока супруг в наряде, жить «на виду» в гарнизоне, обладать способностью понять и поддержать. А как часто отсутствовала у нас возможность работать по специальности! А несколько переездов приравнивались к пожару… А сигнал тревоги в любое время суток, ЧП, ученья. Все тяготы военной службы переносили вместе, вместе радовались и успехам.

 

Во время августовского путча 1990 года и развала Советского Союза мы служили в Западной группе войск в Германии. Поэтому остро встал вопрос: в какой стране будем жить дальше?

 

С 1992 года ЗГВ входила в состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Служба в России пугала безграничными просторами страны, отдаленностью воинских частей, а главное тем, что российские войска были непременными участниками локальных конфликтов на территории бывшего СССР.

 

Киргизия, где жили родители мужа, слыла очень бедной союзной республикой со своим менталитетом. Там начались межэтнические столкновения. Русскоязычное население стало активно покидать эту среднеазиатскую страну.

 

На семейном совете выбор был сделан в пользу Беларуси: на Мостовщине жили мои родные, в Борисове осталась служебная квартира, а главное — белорусы миролюбивые и толерантные люди.

 

Но прошло еще время от момента написания рапорта о переводе в Беларусь до его удовлетворения. Семья какой-то период жила врозь. Однако временные трудности были компенсированы с лихвой. В 1994 году получено назначение в Россь, нам по упрощенной схеме дали гражданство. Через год праздновали новоселье в трехкомнатной квартире в новом городке поселка Россь.

 

У наших детей (с совсем не белорусской фамилией и не славянской внешностью!) была такая же возможность приобретать знания в школе, развивать способности в школе искусств, приобщаться к спорту и многое другое, как и у всех их сверстников.

 

У меня появилась возможность заниматься любимым делом в Росской СШ № 1. Благодаря руководству школы и коллегам я повышала свой профессионализм, и за 20 лет работы в школе прошла путь воспитатель—учитель—заместитель директора по воспитательной работе—директор. Был опыт работы и на других должностях, а это новые перспективы для личностного роста и возможность трудиться на благо Родины.

 

И пусть сейчас я не стою у школьной доски, но считаю себя педагогом. Ведь, избрав меня на должность председателя Волковысской районной организации Белорусского профессионального союза работников образования и науки, работники сферы образования выразили свое доверие и поручили решать их проблемы. Я занимаюсь важным делом и готова всегда прийти на помощь каждому члену профсоюза.

 

Кроме своей основной работы — с превеликим удовольствием занимаюсь и общественной: председатель Волковысского районного отделения РОО «Белорусский детский фонд», активист РОО «Белая Русь», депутат Росского сельского Совета, член районной избирательной комиссии. Мое жизненное кредо «Дорогу осилит идущий».

 

Уверена, впереди у меня много интересных и важных дел. Нужно еще многому научиться, поэтому не стою на месте, не жалуюсь на судьбу. Я знаю: она изменчива и быстротечна, вот и ценю каждую минуту. Стремлюсь успеть за движением времени. Люблю людей, ценю инициативных и волевых, щедрых и добрых, самостоятельных и решительных, готовых к самоусовершенствованию.

 

Когда-то в 1994 году наша семья сделала правильный выбор страны для проживания, и мы все вместе сделали правильный выбор будущего страны. Сейчас у меня подрастают внуки: рассудительный и серьезный мужичок Артем и шустрая рыжеволосая Алиса. Их счастливое и мирное будущее зависит сегодня от выбора знакомых и незнакомых, родных и совсем чужих взрослых людей. И наша главная задача — сделать правильный выбор, чтобы сберечь и приумножить достигнутое и жить в свободной стране.

Автор Служба информации "НЧ"